Огненный змей в Жемчуге

В год А.Д. 1401, появилась большая комета с хвостом павлина в небе над Германией. За этим последовала жесточайшая чума в Швабии_Аугсбургская книга чудес, 1552

Свидетелем необычного случая появления в небе «огненного змея» в селе Жемчуг Тункинского района Бурятии в конце 1950-х годов стал мой дядя. В то время он был еще ребенком.

Стоял зимний вечер, уже стемнело. Саша возвращался после прогулки к своему дому. Он шел по улице Больничная, но проходя мимо дома соседей, увидел, как по темному небу пролетает что-то яркое, похожее на маленький огненный вихрь или смерч. Позже знакомые назвали этот объект «огненным змеем».
Мальчик невольно проследил взглядом этот светящийся объект – он снизился и влетел прямо в печную трубу дома соседей. Там жила бурятская семья Тарнаевых, у которых было четверо детей – две дочки и два сына.
Вернувшись домой, Саша сразу рассказал об этом близким. Ничего хорошего в таком явлении люди не увидели, но объяснить его никак не могли. Старшая сестра Саши – моя мама – запомнила рассказ брата.Прошли годы. Семья моей мамы и брата уже жила в Улан-Удэ. Но к 1970-м годам мама стала узнавать страшные подробности жизни той семьи из Жемчуга, в трубу которых влетел огненный змей. Тарнаевы тоже переехали в Улан-Удэ. Поэтому все случаи смертей повзрослевших детей Тарнаевых мать узнавала, если и не от самих Тарнаевых, то от знакомых по городу или земляков.
Так, старший брат из этой семьи – погиб на Байкале в результате несчастного случая на стройке. Другой сын – тоже вскоре умер, случайно попав под машину. Их сестра скончалась от скоротечной болезни, которую толком и не смогли диагностировать. Моя мать побывала на ее похоронах, прошедших в Улан-Удэ. В те же годы умер другой сын из этой семьи.
Так на протяжении 10-15 лет, последовавших после появления огненного вихря, все дети из семьи Тарнаевых погибли ранней смертью в молодости: либо от несчастных случаев, либо от болезней… Мать была склонна объяснить трагическую судьбу Тарнаевых тем самым давним появлением огненного змея, который влетел в их дом через печную трубу.
«Дикое воображение народа»

В народных сказаниях разных стран встречаются сходные сюжеты об огненных змеях, летающих по ночному небу. Прообразом подобных преданий мог стать малоизученный феномен природы наподобие плазменного разряда или шаровой молнии. По описаниям, это либо змея с хвостом золотых искр, либо просто светящийся сноп, пучок, веник, огненный шар, проносящийся по ночному небу, и нередко залетающий в печную трубу.

Объект, светящийся в темноте и стремительно влетающий в дымовую трубу дома, называется огненным змеем в фольклоре разных народов. Вероятно, источником появления такого образа могли стать реальные случаи наблюдений летающих плазмоидов, близких по своей природе шаровой молнии.Черт, пока несется в воздухе, виден случайным очевидцам в образе крылатого огненного змея. Залетая через печную трубу в избу, он принимает облик умершего или находящегося в длительном отъезде мужа или любовника, по которому тоскует женщина. Подобные мотивы есть в фольклоре славянских народов.Согласно мифологии восточных славян, огненный змей залетает в дом, если женщина нарушает запрет плакать по умершему мужу, или тоскует по мужу, ушедшему на войну.Необычная история была записана фольклористом Зиновьевым в Читинской области: муж Яков вернулся с Великой отечественной войны, но жена ночью нащупала странные шишки у того на голове. Муж объяснил, что это от застарелых фронтовых вшей. Но потом оказалось, что это был не муж, а некое мистическое существо, принявшее его облик. Тем более он появлялся только по ночам. После того, как женщина рассказала эту историю односельчанке, лжемуж начал ее сурово бранить за это и внезапно исчез – растаял в воздухе. Эта быличка была опубликована в сборнике «Мифологические рассказы русскогонаселения Восточной Сибири».

По восточноукраинским поверьям, огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи (или обращается в них сам): бусы, перстни, платочки, крест с загнутыми концами. Если женщина или девушка поднимает эти вещи без благословения, то к ней прилетает нечистый (черт в образе змея).

Герой сербского эпоса Змей Огненный Волк рождается от огненного змея, существует в человечьем облике, но в рубашке из волчьей шерсти и сохраняет способность оборачиваться волком.

Народ давал даже внешние характеристики «подруг» огненного змея: «Такие девки или бабы обыкновенно худеют, спадают с тела и почитаются нечистыми, а иногда и ведьмами». Народная молва на этом не остановилась и предположила, что от подобных контактов могут родиться дети: «Богатырь Тугарин Змеевич и Краса Зилантовна (зилан – по-татарски змея) суть исчадия такой четы, родившейся в диком воображении народа», заканчивает Даль. Также от связи огненного змея и девушки рождается такой персонаж русского фольклора как кикимора.

Владимир Даль известен не только как составитель Толкового словаря, но и как этнограф, написавший книгу «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа», где писал о «диком воображении народа». Он предположил, что причиной возникновения поверий об огненных змиях, могли стать метеоры, «сопровождаемые огнем и треском». Даль также писал об интересе этих мифических существ к женщинам, «с коими дружатся и коротко знаются».

 

Огненный змей в Петербурге

 

Удивительно, но рассказы об огненном змее возникали не только в русских деревнях, но и в просвещенном Петербурге! Осенью 1796 года, за несколько дней до кончины Екатерины II, огненного змея видели над Зимним дворцом. Петербуржцы связывали его явление с неудачным сватовством шведского короля Густава Адольфа IV к внучке императрицы, великой княжне Александре Павловне. Отказ шведского короля от брака будто бы ускорил кончину Екатерины II – с ней случился удар, от которого она уже не оправилась.

Фольклор даже сохранил ритуальный способ поимки огненного змея живьем, чтобы он приносил своему хозяину деньги. Здесь видна близость немецкому фольклорному персонажу Драк (от слова дракон), который приносит своему хозяину сено, еду или даже сокровища. Еще его называют «огненным кобольдом» (то есть огненным карликом, гномом) или «огненным селезнем». Драк – это маленькое существо в красной куртке и колпаке, но при полете принимает облик огненной полосы…

Если отнести превращения огненного змея в человека на счет народной фантазии, то непонятно другое: почему молва приписывает в качестве цели для огненного змея дома, где живут одинокие женщины? В ряде случаев это могло быть просто совпадением, к тому же во время войн мужчины уходили на фронт почти из каждой семьи. Однако в истории Бурятии, огненный объект залетел в дом Тарнаевых, где была полная семья: оба родителя и дети.

Алексей Дармаев

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.