Созвездие звезд бурятского театра в поэзии обреченных…

Накануне в Бурятском театре драмы прошла премьера спектакля «Оройтоhон дуранай охин» по пьесе «Земля Эльзы» уральского драматурга Ярославы Пулинович. Автор постановки Тадас Монтримас – актер и режиссер из Литвы. Он уже больше года работает в Бурятии, заявив о себе, как художник поэзии обреченных…

По крайней мере, именно такое впечатление складывается, если присмотреться к перечню работ молодого, но весьма талантливого и самобытного режиссера. До приезда в Бурятию он поставил пять спектаклей, чем-то схожих по духу с «Землей Эльзы». В Улан-Удэ на сцене театра имени Бестужева Монтримас заявил о себе спектаклями «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева и «Наташина мечта» Ярославы Пулинович.

Мечта Эльзы

Весьма неожиданно и непривычно видеть на сцене Бурятского театра драмы образы Ярославы Пулинович, ученицы Николая Коляды. Тем более, когда эти образы воплощают такие киты бурятской сцены, как Лариса Егорова, Михаил Елбонов, Марта Зориктуева и Дарима Сангажапова, Людмила Дугарова и Баста Цыденов. «Земля Эльзы» – это история о том, что никогда не поздно начать жить настоящим и надеяться на лучшее будущее. Так обычно пишут в аннотациях к спектаклю. Но следует понимать, в чем же особенность творчества Ярославы Пулинович?

— Есть в пьесах Ярославы какой-то особый драматизм, – говорит Тадас Монтримас. Это выражается и в подтексте истории, и в мотивах героев. Неважно, сколько им лет, они словно застряли во времени, не могут сдвинуться с места, но не прекращают попыток вырваться. Уникальность же в том, что действительность, какой бы жесткой она ни была, остается бессильной в попытках изменить этих героев изнутри.

Главная героиня спектакля, уставшая от жизни старушка Эльза, похожа на упрямого ребенка, забитого, но не сломленного. Пьеса вроде бы о любви, но любовь в истории Эльзы слишком простое понятие. Это целая мозаика чувств, что вспыхивает посреди навозных куч, коров, с безразличием жующих жвачку и завистливых соседей. Поначалу эта мозаика выглядит нелепо. Но постепенно яркие и живые тона, пусть и ненадолго, берут верх над серой обыденностью. И мы видим уже совсем другую Эльзу и постепенно начинаем понимать, что она обречена. Но обыденность уже не сумеет ее остановить. Ведь Эльза все же вырвалась из ее тисков.

Мастера сцены

Профессия театрального актера уникальна тем, что сцена не прощает халтуры. Не прощает ее и зритель. Потому можно смело говорить о том, что бездарных или проходных актеров в театре не бывает в принципе. Есть мастер сцены, и молодой актер, что стремится к званию мастера. Но кто есть мастер сцены? И по каким критериям его можно определить? Все банально и просто – по отношению зрителя.

Небывалый аншлаг на премьере спектакля «Оройтоhон дуранай охин» есть ни что иное, как реакция зрителя на целое созвездие любимых актеров, что задействованы в спектакле. Но не всякая история сможет увязать на одной сцене Ларису Егорову, Михаила Елбонова, Марту Зориктуеву и Дариму Сангажапову. И не всякий режиссер сможет такую историю воплотить.

Роль Эльзы в двух составах спектакля исполняют Лариса Егорова и Людмила Дугарова, Народные артистки России, живые легенды Бурятского театра драмы. Тем удивительнее видеть в ролях второго плана других не менее легендарных актрис – Марту Зориктуеву и Дариму Сангажапову. Но именно второй план подчеркивает ключевое действие. Благодаря мастерству Марты Цыреновны и Даримы Базаржаповны образ Эльзы вызывает искреннее сострадание, а Василий Игнатьевич в исполнении Михаила Елбонова и Басты Цыденова – столь же искреннюю симпатию.

Еще один примечательный факт: по ходу действия спектакля размывается значение языка, на котором он идет. Спектакль и русский, и бурятский, и немецкий одновременно. На первый план здесь выходит мастерство актеров, видение режиссера и настоящая история, в которую хочется верить.

Взгляд художника

Премьера спектакля приурочена к грядущему юбилею – 85-летию Бурятского театра драмы и наверняка станет символичной в том плане, что настоящий театр не волнуют вопросы национальности. Театр универсален. А национальность в душе актера, который воплощает свои образы на родном и понятном ему языке.

Весьма универсальными выдались и художественные тона спектакля. Художником постановки выступила Кристина Войцеховская. Используя возможности сцены, художница сумела воссоздать единую картину, где коровы безмолвствуют, звезды безучастно светят и один день похож на другой. Общий фон на сцене остается неизменным. По ходу действия меняется отношение, и то, что было желтым, вдруг становится золотым, а серость обретает серебристый оттенок. Даже молчание вечно неподвижных коров обретает свою символику, словно удерживая полет фантазии двух замечтавшихся героев и предупреждая о том, что даже у счастливой истории есть конец.

Герои в конце концов растворятся в своих мечтах. А обыденность так и останется обыденностью.

Вениамин Бату

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.