Что за победным сиянием Кубка Байкала?

Нынешнее поколение помнит времена живого многоцветья фестивалей – с показами танцевальных ансамблей под руководством И.А. Моисеева, М.С. Годенко, «Берёзка», «Алан», «Тюльпан», «Байкал», «Мэнго», «Эргырон». А также выступления хора им. М. Пятницкого, вплетённого в красочный венок из Кубанского, Северного, Воронежского, Омского, Уральского народных хоров и т.д.


Выступление конкурсантов на Кубке Байкала, фото culture.ru

 

Многоцветье национальных коллективов

Вспомним, как в 1888 году в Санкт-Петербурге появился Великорусский народный оркестр (РНИ) под руководством В.В. Андреева. Его заслуга состоит в облагораживании народно-инструментального исполнительства. В Москве эта эстафета была подхвачена Н.П. Осиповым. В Новосибирске родился их младший собрат под управлением В.П. Гусева, в Красноярске – оркестр РНИ под управлением А.Ю. Бардина. Слушатели Бурятии помнят, как в Колонном зале Дома Союзов выступал солист БГАТОиБ Дугаржап Дашиев в сопровождении РНИ Центрального ТВ и радио под управлением Н.Н. Некрасова.

Затем в Казахстане появился оркестр казахских инструментов под управлением Курмангазы (Сагырбаева). В Бурят-Монголии поводом для создания оркестра бурятских народных инструментов (БНИ) стала 1-ая декада национального искусства в Москве в 1940 году. У истоков БНИ стоял энтузиаст своего дела, скрипач Исидор Львович Рык – выпускник Ленинградской консерватории. Ошеломив столичную общественность игрой 84-х специально сконструированных и буддийских инструментов типа үхэр-бүреэ (длинная труба, имитирующая рёв слона), он стал популяризатором мировой музыкальной классики и лабораторией для творчества бурятских композиторов.

Этот состав БНИ стал базой профессиональной подготовки первого поколения музыкантов республики, которые, начав с исполнительской деятельности, перешли затем на преподавание. А обзаведясь в 60-е годы необходимыми инструментами в Монголии, они вырастили немалое количество специалистов по игре на хуре, чанзе, хучире, иочине, ятаге и т.д.

Выдающийся вклад в воспитание этих музыкантов внёс симфонический дирижёр Аюша Арсаланович Арсаланов. По окончании Улан-Удэнского музыкального училища его выпускницы Елена Данитова, Ольга Иванова, Вера Шамбеева и другие были направлены в вузы Ташкента, Кишинёва, Алма-Аты.

Теперь мы пожинаем плоды тех усилий. Ибо в отсутствие конкурентноспособных пианистов, скрипачей, виолончелистов, арфистов, духовиков и прочих академических специализаций именно «внуки и правнуки» И.Л. Рыка и А.А. Арсаланова оказались теперь самым продуктивным и многочисленным подразделением не только в школах искусств, но и на сценических подмостках. Они во всём своём блеске предстали перед слушателями V-го Международного конкурса исполнителей на струнных инструментах стран Евразии «Кубок Байкала».

Конкурс «Кубок Байкала»

По инициативе руководителей Восточного-Сибирского института культуры Р.И. Пшеничниковой, В.И. Солодухина и завкафедрой народных инструментов, профессора В.Ф. Мусихина конкурс ведёт свою историю с 2004 года. В очередной раз он состоялся в стенах вуза в середине ноября 2017 года.

Эти конкурсные соревнования проходили по номинациям: струнно-смычковые, струнно-плекторные, струнно-щипковые и струнно-ударные инструменты. В них участвовали представители Монголии, Узбекистана, Новосибирска, Иркутска, Читы, Улан-Удэ. В столицах десятилетиями формировались школы со своим узнаваемым почерком.

По мысли создателей, глубиной интерпретации, балансом тембровых групп, одухотворённым звуковедением народно-национальное музицирование должно соответствовать уровню звучания симфонического оркестра. Этим заветам следовал и первый ОБНИ с количеством пультов 1-х и 2-х хуров, альтовых, виолончельных и контрабасовых хуров, а также лимб, бишхуров приравненных к флейтам, гобоям и т.д. Он имел в своём репертуаре переложения симфоний Й. Гайдна, Л. Бетховена, «Колесуху» В. Морошкина, пьесы русских и европейских композиторов. Ведь классика – есть мерило профессионализма для любого артиста – соло или коллектив.

Монгольская делегация, обладающая мощным исполнительским и композиторским потенциалом, долгие годы «Кубка Байкала» были примером подражания для своих соседей с севера и юга. Они и сегодня представили разнохарактерные произведения 14-ти композиторов для альтового и контрабасового хура, хучира, иочина, шанзы.

Ровно выглядели посланцы Узбекистана, показавшие высочайшее мастерство как исполнителей, так и композиторов. Они виртуозно владеют рубобом, дутаром (аналоги балалайки и домры), гиджаком (аналог хура) и чангом (аналог иочина). Композиторская же мысль в лице 8-ми её представителей продемонстрировала тончайшее чувствование ими национального материала.

Нашим же конкурсантам удалось покорить публику и жюри под руководством профессора Б.С. Ворона, засл. арт. РФ, завкафедрой оркестрового дирижирования РАМ им. Гнесиных. В состав комиссии вошли также профессор Уральской госконсерватории Ш.С. Амиров, нар. арт. РФ; профессор госконсерватории Узбекистана А.К. Лутфуллаев, завкафедрой народных инструментов; лауреат всероссийских и международных конкурсов Е.Н. Мочалова, солистка Национального академического оркестра РНИ им. Н.А. Осипова; завкафедрой народных инструментов музыкально-хореографического колледжа Завханского аймака МНР Жамбалрагчаа Наранцацрал, лауреат международных конкурсов и недавняя выпускница ВСГИКа.

«Звезды» национальных школ

Публика тепло реагировала на артистизм и музыкальность домристки Екатерины Мочаловой в сопровождении оркестра РНИ ВСГИКа под управлением Олега Огнева, а также мастерское исполнение на балалайке Шауката Амирова 2-х фантазий на татарские и башкирские темы Александра Прибылова

Динамика «Кубка Байкала» разных лет говорит о том, что, учась на своём и чужом опыте, наставники наших конкурсантов неуклонно росли в работе со своими учениками в подаче конкурсных программ и их подборе, художественной и технической оснащённости, а также психологическом настрое. Сегодня их можно поздравить с убедительным лидерством в состязаниях.

Детальная отделка произведений с тонкостью их нюансировки принесли Гран-при хучиристке Афанасьевой Ольге (класс В.Ф. Мусихина). Вплотную к ней приблизились обладатели лауреатских званий – иочинистка Вамбуева Дарима (класс Е.И. Данитовой) с наступательно-победоносной трактовкой исполненных сочинений на поистине царственном (ханском) инструменте и ятагистка Томитова Евгения (класс О.Д. Ивановой), мастерски использовавшая разнообразные виды игровой техники.

Можно порадоваться выступлению новосибирских усть-ордынцев Максима Жербакова и Дмитрия Харинаева, показавшие умение мыслить по-русски в трепетно воздушном воплощении на домре. Этим же зукоизвлечением владеет балалаечница Екатерина Васильева, воспринявшая его от преподавателя В.Н. Сердюка.

И что ожидает победителей. Если кто-то думает, что у них впереди блистательное будущее, тот глубоко ошибается. Да, студенческая пора – самая прекрасная, а тем более, когда есть осязаемые успехи под руководством опытных наставников. Но сегодняшние результаты «Кубка Байкала» – это жизненный максимум и пик формы его участников, судя по отношению к конкурсу непосредственных кураторов из минкультуры РБ и республиканской филармонии в виде «ноль внимания и фунт презрения». А кто, как не дирижёр ОБНИ театра песни и танца «Байкал» Ж.Ф. Токтонова и чиновники минкульта РБ должны отдавать себе отчёт в том, как подрастает будущая смена и каков её потенциал и тем более, когда шёл отбор на руководящее кресло министра?

Кто из претендентов на должность министра заинтересовался, озаботился о поощрениях, призах, об освещении в СМИ?

Перспектив нет?

Ведь, скорей всего, получится то, от чего мы только что избавились. Ибо нет большего вреда делу, чем люди, занимающиеся не своим делом – подобно «человеку ниоткуда», как называл себя экс-министр Цыбиков. За два консерваторских срока, которые он отсидел в министерском кресле, произошли необратимые перемены в системе подготовки музыкантов.

Следствием его антиреформаторской деятельности стало перепрофилирование музыкального училища в культпросвет (в просторечии – «кулёк»), в котором фольклористы, эстрадники и хоровики заняли место пианистов, струнников, духовиков и т.д. И представительница дефицитной профессии, пианистка Ольга Васильева вытянула 33 произведения с шестью участниками двух туров и была закономерно удостоена диплома «Лучший концертмейстер».

 

Перспективу оказаться в оркестре БНИ театра песни и танца «Байкал» радужной для победителей «Кубка Байкала», выпускников ВСГИК, не назовёшь – с некоторых пор там отсутствует главное, то есть творчество. Он превращён в коллективного тапёра, который лишь сопровождает хореографические композиции или вокалистов. Тогда как воспитание музыкантов зиждется на классике в виде собственно оркестровой музыка в переложениях для ОРНИ или аутентичной, написанной для данного состава.

Надежда Цибудеева, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, член Союза композиторов РФ

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.