Тайны воздушных шаров в Бурятии

 

2-я рота воздухоплавательного батальона в Иркутске. Фото Irkipedia

Наряду со слухами об НЛО есть документальные свидетельства о реальных летательных объектах в виде шаров на территории Бурятии. Так, в сводках о происшествиях по иркутскому генерал-губернаторству за 1904 год архивисты О. Т. Базалийская и Е. Б. Шабодоев обнаружили копии двух шифрованных телеграмм, отправленных в Петербург на имя министра путей сообщения.

 

«Японский» воздушный шар

Одна из телеграмм под №1241 содержала следующие сведения: «Три начальника жандармских отделений и дорожных мастеров доносят, что на участках Хорхонде и Маньчжурия в ночь на 11 июля и Андриановка Карымская в ночь с 11 на 12 июля видели определенно между 10 и 11 часами вечера освещаемый воздушный шар. Околоток Заиграево 7 июля усмотрены 3 пущенные из тайги ракеты».

Из телеграммы №3041 в министерстве узнали, что «десятого июля в десять часов вечера жандармской полицией замечен воздушный шар между станциями Хорхонде и Маньчжурия. Шар казался светящимся и как будто бы имел прожекторы. Свет был виден около получаса. Одиннадцатого июля в тот же час вечера явление наблюдалось дорожным мастером между станциями Ага и Булат и жандармской полицией на станциях Китайский разъезд и Карымская. Hачальник Забайкальской Свентицкий».

Эти донесения явились, безусловно, следствием военного времени – русско-японской кампании 1904-1905 годов. В таинственном шаре, который в одно и то же время оказывался в местах, разделенных тысячами километров, могли подозревать деятельность шпионов и диверсантов. Однако Забайкалье было глубоким тылом армии, поэтому вряд ли предполагаемые японские агенты могли там иметь воздушный шар с прожекторами.

Тем не менее, возможно, эти донесения сыграли определенную роль на размещении близ Байкала военного воздухоплавательного батальона. Ко времени русско-японской войны в стране были созданы 10 полевых батальонов и 13 воздухоплавательных рот. После окончания войны три батальона, принимавшие участие в военных действиях, были расквартированы в Омске, Иркутске и Никольск-Уссурийске. Иркутск был определен местом дислокации 2-го Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона, прибывшего в 1906 году.

 

Военные воздухоплаватели

В Иркутске военные воздухоплаватели провели ряд уникальных опытов и экспериментов по развитию спецоборудования и летательных возможностей шара. Полеты 17 и 27 августа 1907 года доказали, что возможно перелететь Байкал в заданном направлении. Однако перелететь озеро они не рискнули.

17 августа военные воздухоплаватели разведали подступы к Байкалу. В небо поднялся экипаж, состоящий из подполковника Лихачева и подпоручика Афанасьева. Шар двигался на высоте 500 метров от земли. Когда он резко опускался ниже этой отметки, воздухоплаватели сбрасывали балласт.

К месту спуска у Листвянки в гондоле шара осталось всего лишь три мешка с песком, поэтому дальнейший полет с таким малым запасом балласта был смерти подобен. Решили приземляться в тайге. Собирать и выносить шар из лесной чащобы воздухоплавателям помогали местные рыбаки.

27 августа во время второго полета погода благоприятствовала воздухоплавательному путешествию. Ветер дул в самом безопасном для Иркутска направлении. Экипаж, состоящий из капитана Естифеева и подпоручика Дацкевича, взял на борт директора магнитно-метеорологической обсерватории А.В. Вознесенского. Балласта после подъема на высоту в полкилометра также осталось 3 мешка. Воздушный шар пролетел всего лишь 35 верст и приземлился на берегу Ангары, у полустанка Мегет. Вознесенский успел сделать ряд метеорологических наблюдений и 8 удачных фотографических снимков.

Анализируя опыт двух полетов на воздушных шарах, капитан Естифеев составил краткую инструкцию, в которой предупредил, что полеты на воздушных шарах через Байкал небезопасны. Главным препятствием для осуществления подобного перелета являются коварные байкальские ветра.

Военные проводили в Иркутске и другие воздушные полеты, как летом, так и зимой.

 

Первый перелет через Байкал

Первый перелет на воздушном шаре через Байкал произвел иркутский энтузиаст, инженер-радионавигатор Леонид Аминов. Он в одиночку пересек Байкал по маршруту Листвянка – восточный берег в 1996 году, проделав путь в 180 км.

 

Однако официально зарегистрированным полетом является перелет аэростата «Святая Русь» нижегородских спортсменов в 2007 году. Они совершили перелет в самом широком месте озера, по маршруту Зама – восточный берег. За ходом полета следили силы ПВО и МЧС России, перелет над Байкалом страховал сопровождающий вертолет Ми-8 и катер.

На свое путешествие исследователи потратили три часа. Еще три пытались найти место для приземления. В результате шар рухнул на вершину горы в 50 км восточнее мыса Улан-Бургасы. Корзина сломалась, ткань шара порвалась. По признанию путешественников, в полете шар сильно потрепали байкальские ветра.

 

Неизвестные шары

В прибайкальских поселках ранее жители рассказывали о светящихся шарах, которые появляются прямо из-под воды и зависают над озером. А в 1989 году о таинственном воздушном шаре рассказали жители села Монды.

27 декабря 1989 года И. Базаров и В. Амбаев возвращались домой вечером на грузовике. Они увидели впереди в небе темно-красный шарик, от которого к земле отходил световой луч. Затем луч погас, а шар, быстро увеличиваясь в размерах, двинулся навстречу наблюдателям. Жители Монд остановили машину, и вышли из нее.

Когда объект оказался уже непосредственно над ними, то имел серповидную форму, проносясь выпуклостью вперед. На фоне почти черного неба можно было хорошо различить, как от серпа вперед и в стороны отделялось что-то вроде искр. Поскольку он пролетел на сравнительно небольшой высоте, очевидцы уверены в правильном определении его размеров: 3-4 м от одного кончика серпа до другого и 1-1,5 м в поперечнике.

 

Александр Михайлов

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.