Почему учителя в Бурятии мало зарабатывают. Новая система оплаты труда в образовании не оправдала себя

Председатель правления РОО «Учителя Республики Бурятия» Геннадий Федик отреагировал на комментарии депутата Госдумы РФ Алдара Дамдинова по «прямой линии» с Владимиром Путиным 16 июля 2017 года. Со своим обращением к депутату он ознакомил редакцию «Байкальской правды».

Геннадий Федик написал Алдару Дамдинову: «Не только у вас сложилось ощущение, что только при прямом участии главы государства можно быстро решить различного рода проблемы в нашей стране, созданные по халатности, что хуже, некомпетентности чиновников разного уровня».

 

Хотели, как лучше

И далее – «в период вашего руководства министерством образования и науки РБ внедрена новая система оплаты труда (НСОТ) педагога. Подчеркиваю «педагога», а не всех работников образовательной организации!»

По мнению Геннадия Федика, целью НСОТ было повысить социальный статус учителя, создание условий для качественного образовательного процесса. Однако по истечении 9-ти лет работы НСОТ себя не оправдала – «при данной организации работы».  

После апробации НСОТ в 2007-2008 учебном году, в которой приняли участие 102 школы Бурятии, педагоги школ внесли в новую систему много поправок и предложений. Но этот результат коллективного труда педагогов в Минобразования и науки РБ «был отправлен в мусорную корзину». А с 2008-2009 года все школы были переведены на НСОТ «со всеми недоработками, противоречиями и ошибками».  

В 2006 году, когда разрабатывалась методика НСОТ, министром образования и науки был С.Д. Намсараев. В начале 2007 года коллективам школ предложили обсудить модель НСОТ. «Нам педагогам объясняли, что наша зарплата, при существующей нагрузке, увеличится почти в 2 раза!», — пишет Геннадий Федик и добавляет – «Все проголосовали «за».

Геннадий Федик. Фото: ulan.mk.ru

Первый этап обнищания учителей

Однако с приходом В.В. Наговицына в июле 2007 года все стало меняться не в лучшую сторону. Был отстранен от должности министра С.Д. Намсараев. И.о. министра был назначен А.В. Дамдинов. Счастье учителей продлилось недолгих три месяца – в начале декабря 2007 года бухгалтера и экономисты стали убеждать, что произошла ошибка – сбой программы, что был взят не тот коэффициент. Мол, произошла чудовищная переплата, теперь всю переплату учителям надо вернуть в кассу. При этом, стоимость ученикочаса уменьшилась почти в 2 раза. И все учителя, принимавшие участие в «пилотном» проекте, оказались в долговой яме.

Но, данный инцидент с учителями руководителей республики ничуть не смутил, хотя это был первый этап начала обнищания учителей.

В последующие годы «чудачества» правительства РБ и некомпетентность по данному вопросу большинства депутатов Народного Хурала РБ только совершенствовались. Согласно постановлению правительства РБ от 18.09.2007 г. № 289 за подписью Наговицына начисление и выплаты стимулирующей части распространялось только на администрацию и педагогов школы, непосредственно осуществляющих учебный процесс.

Но, с 13.07.2012 г. № 419 вышло другое, отредактированное постановление правительства РБ, в котором уже все работники образовательной организации имеют право на стимулирующую оплату.

Но финансовый норматив ученика остался прежним, он даже не индексировался! Так, в МАОУ г. Улан-Удэ № 35 в 2015-2016 учебном году в утвержденном штатном расписании значится, при общем ФЗП в 3 082 000 руб. по школе стимулирующий фонд составил 837 322.33 руб., учителям досталось только 400 000.00 руб. – меньше половины. В сельских школа еще хуже. Но и это не все!  

 

Второй этап обнищания

С 2010  по 2014 годы принимались соглашения между правительством РБ, ОООП РБ и союзов работодателей РБ «О минимальной заработной плате в РБ», направленные на увеличение персоналу зарплаты. Дело хорошее, но из каких финансовых средств директора школ должны были производить доплату персоналу?

Дополнительно денег в школы не поступало. Директора школ вынуждены были брать деньги из стимулирующей части учителей, тем самым уменьшая их зарплату. Они грубо нарушали трудовые права педагогов. А что было делать директорам?  

Педагоги проявляли недовольство, которое руководители районов, города и администрации школ резко пресекали. Это привело к увольнению по «собственному желанию» самодостаточных, талантливых учителей из школ. Но это никого из руководства образования не волновало. 

За период с 2012 по 2015 годы средства на доведения до МРОТ по школам, правительством РБ не выделялись. МРОТ обеспечивался за счет существующего подушевого норматива, который впоследствии не компенсировался и не индексировался. Это был второй этап обнищания учителей.

Еще 3 августа 2012 года Наговицын обещал педагогам, что с 1 сентября 2012 года весь персонал будет выведен из школы. Это значило, что все деньги, которые принес ученик, пойдут на оплату труда учителей и администрации. Но в октябре этого же года он подписал постановление только о частичном выводе персонала. Тем не менее, отдельные главы районов республики опередили главу республики, еще до его высказывания  начали выводить персонал из школ, тем самым защищая зарплату учителей.

В конце 2012 года депутаты Народного Хурала РБ по обращению правительства увеличивали размер субсидии на перевод персонала в 2012 году – 63 151 000.00 руб. и утвердили размер субсидий на перевод персонала 2013 году – 490 308 000.00 руб. В 2016 году дважды увеличивался МРОТ.

25 ноября 2016 года на сессии депутаты Хурала в законе РБ № 2160-V утвердили компенсацию средств, изъятых из стимулирующей части. Только за 2016 год – 43 879 200.00 руб. Индексация норматива с 01.01.2017 г. составила – 1,6%.  

 

Нормативы не индексируются

Начиная с 2007 года, размер нормативов финобеспечения муниципальных общеобразовательных организаций должен индексироваться на уровень инфляции по региону (постановление от 02.12.2014 г. №599). Но фактически нормативы все годы не индексировались.

Вызывает серьезный интерес постановление правительства РБ от 05.05. 2009 г. № 160 «О порядке распределения, не распределенного между муниципальными образованиями  в республике Бурятия объема субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования».

Нераспределенная сумма – это 5%. Только на 2016 год общая сумма финансирования общего образования составила 5 003 588 500.00 руб. из них 247 888 100.00 руб. – нераспределенный резерв.

По итогам года было утверждено распоряжением правительства РБ от 08.12.2016 г. № 799-р о возврате суммы – 203 271 600.00 руб. Но почему-то в перечень муниципалитетов не вошли Бичурский, Джидинский и Кижингинский районы. Плохо сработали или не так отчитались? Например, Иволгинский район получил 14 678 300.00 руб., Кабанский район при большем финансирование, только 4 196 900.00 руб., а Тункинский район вообще – 1 643 300.00 руб. Вот только непонятно, куда ушли из учительского резервного фонда – 44 616 500 руб.?

По всей видимости, с педагогами можно поступать как угодно, они видно сами это позволяют, — предполагает Геннадий Федик.

 

Обман президента

Вспомним о бесплатном горячем питании детей школьного возраста. Если государство взяло на себя заботу о детях, то школа должна обеспечить качественным горячим питанием, но не за 15-25 руб., как это водится во многих школах РБ. И когда в Хурале РБ решался вопрос о сокращении ВИП-пенсиях, многие говорили, что это безнравственно. А кормить ребенка в школьных столовых на 15-25 рублей нравственно?   

Далее, в законе «Об образовании» прописано, что все учащиеся должны быть обеспечены бесплатными учебниками – за счет регионального, а не муниципального бюджета. Наши чиновники придумали оригинальный выход, чтобы ни тратиться на приобретение учебников. Они все финансы школьной статьи «Хознужды и учебные наглядные пособия» направили на покупку учебников. Так школы остались без средств. И родители все равно вынуждены покупать учебники. И, чтобы содержать школу, обеспечить образовательный процесс и готовить школу к новому учебному году, директора и педагоги вынуждены обращаться за помощью к родителям.

Непонятно, зачем в общую сумму зарплаты педагога включили коммунальные льготы. Для того, чтобы показать какая у него высокая заработная плата? Ведь льготы никогда не считались частью заработка. Общий доход – да! Ведь это поощрение людей за проживание и освоение сельских и сложных климатических районов России. Если это для статотчета, то это обман президента РФ, а не выполнение его майских указов.

Фото baikal-media.ru

В заключение своего обращения Геннадий Федик внес свои предложения о том, что можно сделать:

Вариант I

             Если оставить прежнюю модель финансирования школ, то необходимо:

        а)  установить жесткий ежемесячный мониторинг за финансированием образовательных организаций, распределением финансов внутри образовательной организации, начисление и выплаты стимулирующей части всех работников образовательной организации непосредственно связанные с образовательным процессом;

        б)  финансовые нормативы привести в соответствие, не от количества проживающих               людей в поселениях, а от фактически оплачиваемого труда учителя;  

        в)   вывести из-под финансового норматива школы весь персонал, не связанный с образовательным процессом; 

         г)  регламентировать зарплату администрации школы с учетом стимула отдельно от учителей;

        д)  в каждой образовательной организации в смете четко должно быть определено раздельно финансирование административно-управленческого аппарата, учителей и персонала;

         е) министерству образование и науки РБ (МОиН) необходимо разработать методику и единые критерии (желательно по предметам) начисление и выплаты стимулирующей части руководителям и учителям.

         Вариант II

         а)  оптимальная нагрузка учителя – 18 часов в неделю, оплата средняя по уровню экономики региона. Далее с  доплатой за стаж, категорию, звания и за классное руководство, за исключением коммунальных льгот.

         б) Фонд экономии зарплаты образовательной организации рассматривать как стимулирующую часть на усмотрение педагогов раз в квартал, полугодие или по окончанию учебного года.

         в) МОиН разработать правила контроля администрации и методических объединений за качеством организаций учебно-воспитательной деятельности.

 

Александр Михайлов

            

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.