Создание божественного мира бурят-монголов

Будда никогда не отвергал богов других религий и никому не запрещал им молиться.

Будда никогда не отвергал богов других религий и никому не запрещал им молиться.

«Байкальская правда» открывает цикл публикаций, посвященных древним религиозным воззрениям бурятского народа. Этот цикл будет посвящен тэнгрианским божествам шаманской традиции, которые стали героями народных легенд и мифов, а также буддийскому вероучению, пришедшему на смену шаманизму.

Божественный мир бурят-монголов издревле делился на три части – верхний мир, средний мир и нижний – подземный мир. По своей сути и содержанию он был близок мирам богов и духов монгольских и тюркских народов. Многие боги одновременно присутствовали в небесных пантеонах бурят, монголов и тюрков.

Некоторые боги к тюркам и бурят-монголам пришли из мира древних индоариев – от древних иранцев и индийцев. В те древние времена эти миры были параллельными, соответственно их можно было посетить и постичь при помощи обычного путешествия. С путешественниками боги путешествовали от народа к народу, завоевывая все больше и больше своих приверженцев.

Значительное влияние на мировоззрение бурят-монголов оказал тибетский буддизм. Буддизм показал, что древний божественный мир бурят-монголов это один из тех тысяч и даже миллионов миров, которые рождаются, живут и умирают на протяжении бесконечного времени. Тогда как буддийские воззрения отражают первооснову небесного и земного существования.

Буддийские божества тоже вошли в божественный мир бурят-монголов, очень сильно изменив его тэнгрианскую основу. Однако согласно буддийской традиции древние тэнгрии бурят-монголов тоже являются воплощениями вечных буддийских сущностей.

При этом в Монголии и Бурятии буддийское учение само изменилось под влиянием традиционных верований, и восприняло в себя очень многое из божественного мира бурят-монголов. И, действительно, буддизм в солнечной республике отличается от той религиозной буддийской первоосновы, которая пришла из Тибета и Индии. Эта форма буддизма – ламаизм – впитала в себя очень многое из более ранней традиционной религии бурят, которую принято называть шаманизмом.

В народном сознании жителей Бурятии до сих пор сосуществуют древние буддийские божества и еще более древние небесные боги – тэнгрии, воспетые в самом известном бурятском эпосе «Гэсэр». При этом часть шаманистских тэнгриев вошла в буддийский пантеон под другими именами, а другая – большая их часть – стали героями народных мифов.

Тэнгрии бурят-монголов являются отражением грозных сил природы и воплощением различных космических объектов и явлений. Они создали вселенную и мир людей. Они ведут борьбу между собой, разделившись по своему происхождению на два больших лагеря – 55 западных тэнгриев (произошли от солнца) и 44 восточных тэнгрия (произошли от луны). Они соперничают из-за Серединного царства, которое находится между территориями западных и восточных небожителей в верхнем небесном мире. Они борются за влияние на людей, живущих в среднем мире, а также регулируют отношения между людьми и злыми духами – обитателями нижнего подземного мира.

Тэнгрии живут на 99-ти небесах, а их дети и потомки – ханы и нойоны – также располагаются на небесах или перебираются жить на землю.

Буддийские божества сохраняют и защищают учение Будды. Однако сам Будда никогда не отвергал богов других религий и никому не запрещал им молиться. Он пояснял, что поклонение богам, действительно, может принести временное облегчение. Но это никак не вырвет человека из бесконечной цепи страданий и не приведет к конечной цели – спасению, то есть просветлению и нирване.

Буддийские божества, как и западные тэнгрии, помогают людям, участвуя в улучшении их повседневной жизни. Однако главная цель этих божеств – привести людей на путь Будды – путь просветления и спасения, который способен прервать непрерывную цепь страданий людей. Ведь жизнь любого живого существа сопровождает страдание. Рождение, болезнь, смерть это страдание. Закон жизни и состоит в том, что жизнь влечет за собой страдание. После смерти происходит возрождение. И если при жизни человек совершал плохие поступки, то он возрождается в низких мирах. Или попадает в один из адских миров нижнего мира. А человек, совершающий хорошие поступки и вставший на путь Будды, может достичь просветления и стать Буддой.

Б.М. С. Зыдрабын. Иллюстрация к ветви первой эпоса Гэсэр с сайта ayaganga.ru.

Б.М. С. Зыдрабын. Иллюстрация к ветви первой эпоса Гэсэр с сайта ayaganga.ru.

Сотворение мира

Как у всех народов мира, у бурят есть древние мифы о создании мира. Как пели улигершины, исполнявшие в старину гимны древнего народного бурятского эпоса «Гэсэр», происходило это «ранее раннего, прежде прежнего, в изначально-далекие, древние времена, когда высокое небо было покрыто туманной дымкой…».

Когда огромный мир, еще не разделенный на небо и землю, был покрыт водой. Когда не было ещё десяти тысяч небесных божеств, появилась Старшая богиня-мать – Эхэ Ехэ Бурхан. Родилась она единственной богиней в то время, когда не было солнца и было темно; когда не было луны и было сумрачно. Не было звезд, и не было воздуха, не было даже лучей света.

Богиня-мать была преисполнена силы и мощи. И было ей скучно и грустно одной в этом кромешном мраке беспредельного мира. Одиночество тяготило её, и решила Эхэ Ехэ Бурхан сотворить для этой бес­конечной ночи начало и конец. Разделила она пространство и время. И сотворила свет и отделила его от тьмы. И стало это творение началом бесконечного времени.

Так положила великая богиня Эхэ Ехэ Бурхан начало мирозданию, когда приступила к сотворению мира. Затем отделила она землю от неба. И, когда это произошло, возникла искра, породившая огонь. А в просвете, который образовался между небом и землей, появился маленький холм. Он быстро рос и скоро превратился в землю. Выглядела она сначала как огромный прямоугольник, углы которого были направлены на юг, север, запад и восток.

В самом центре мироздания, вокруг которого вращалась вселенная, поместила великая богиня Эхэ Ехэ Бурхан звезду, которую назвали «Алтан гадас» (в переводе с бурятского языка – Золотой кол). Также эту звезду называли «Алтан сэргэ», что в переводе с бурятского означает «Золотая коновязь». Люди верили, что боги-тэнгрии, собираясь на свои сугланы (собрания) в самом центре мироздания, привязывали своих небесных коней к этой неподвижной коновязи. Это звезда известна всем народам под названием Полярная звезда.

Значительное влияние на мировоззрение бурят-монголов оказал тибетский буддизм. Буддизм показал, что древний божественный мир бурят-монголов это один из тех тысяч и даже миллионов миров, которые рождаются, живут и умирают на протяжении бесконечного времени.

Разделение мира на три части

Весь мир Эхэ Бурхан разделила на три части. В верхней небесной и звездной части, которая называлась «Дээдэ замби», поселились ее потомки – небожители-тэнгрии. Небесный мир – Дээдэ замби – состоял из девяти ярусов. Среднюю часть первозданного мира, населили люди и духи, созданные тэнгриями. Эту часть мира назвали «Тээли замби». А самая нижняя – подземная часть нового мира получила название «Доодо замби».

Каждая часть вселенной, созданная Эхэ Ехэ Бурхан, делилась на мир, видимый глазами людей, и невидимый тонкий мир – мир богов и духов. 

На девятом ярусе Дээдэ замби на недосягаемой высоте находилось Хухэ Мунхэ тэнгэри – Вечно Синее небо – великое и беспредельное божество. Его еще называли Оёр Саган Тэнгри (в переводе с бурятского языка – Дно Белый Тэнгри) – старейший и высший небожитель – тэнгри.

На восьмом ярусе в западной стороне поселилась дочь Эхэ Ехэ Бурхан, произошедшая от солнца, – звали ее Манзан Гурмэ утоодэй. Дети Манзан Гурмэ стали пятидесятью пятью небесными богами, известными, как западные тэнгрии. А на далекой восточной, неприветливой стороне восьмого яруса стала жить Маяс Хара утоодэй, младшая дочь Эхэ Ехэ Бурхан, произошедшая от лунного месяца. Была она прародительницей сорока четырех восточных тэнгриев. От этих двух богинь произошли все тэнгрии.

В верхнем мире – Дээдэ замби – со временем образовалось три небесных царства: западное, срединное и восточное. Западное царство тэнгриев возглавлял Хан Хурмас тэнгри. Был он великим богом, который воплощал добро и справедливость. Западные тэнгрии покровительствовали людям, которых создал и расселил на земле – в Тээли замби – Эсэгэ Малан, старший сын Манзан Гурмэ.

Восточным царством правил Атай Ула­н тэнгри, олицетворявший темноту и зло. Восточные тэнгрии порождали все неприятности, угрожавшие западным тэнгриям, но еще больше угроз и бед создавали они людям на земле. Восточным тэнгриям подчинялись земные злые духи, вредившие людям. Кроме того восточной стороне тэнгриев подчинялся и подземный мир – Доодо замби, где и находилась большая часть злых духов, а также души умерших людей.

Срединное небесное царство находилось под началом Сэгээн Сэбдэг тэнгри, который символизировал срединный ней­тральный путь в жизни тэнгриев, а также в отношениях западных и восточных тэнгриев.

Средняя часть мира, где живут люди и духи, в самом начале состояла из 90 гор и 33 долин. Люди, живущие в этом мире, поклонялись тэнгриям и просили у них помощи и защиты. И когда людям угрожала страшная опасность, западные тенгрии отправляли к ним на помощь героев и добрых духов. Ведь от миро­порядка на земле зависело и сохранение гармонии в небесном мире. Именно поэтому дети тэнгриев время от времени отправлялись на землю, чтобы устранить зло, угрожавшее людям, а также последствия значительных разрушений, которые возникали от разгула природных стихий. Например, средний сын Хана Хормусты тэнгри по имени Бухэ Бэлигто хубуун, как и было предопределено судьбой свыше, приобрел зем­ной вид в виде героя Гэсэра и спустился на землю.

Гэсэр, совершая героические поступки, уничтожал врагов человечества. Он совершенствовал жизненное устройство на земле. Он утвердил новый более справедливый порядок. Спускались с небес на землю и другие тэнгрии. Небесные герои породили на земле многочисленное потомство, поэтому буряты считают себя потомками тэнгриев. Есть у бурят такой обычай, когда падает звезда, произносить: «Минии орон тэнгэртэ», что означает «Моя родина – на не­бе».

В нижнем черном и страшном мире обитает потомство злой Маяс Хара и ее детей – восточных тэнгриев, которых западные боги сбросили с небес. Для людей и всего живого мира они несут зло, насилие, болезни и смерть. В подземелье живут ужасные демоны и злые духи, приносящие болезни и несчастья, а также похищающие души людей. К подземному миру относился и подводный мир.

Владыкой Доодо замби является могучий и кровожадный Эрлик-хан. У него в подчинении находятся злые духи и души мертвых. Кроме того, в подземный мир Эрлика попадают души заболевших, но еще не умерших людей. Чтобы освободить их, нужно сделать щедрое жертвоприношение владыке нижнего мира. Согласно древним легендам вход в мир Эрлик-хана находился у подножья скалы Шаман-камень у истока Ангары.

Тимур Дугаржапов

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.